В этом году исполняется 5 лет политике так называемого «Восточного вектора», ориентированной на развитие Дальнего Востока России и его экономическую интеграцию в Азиатско-Тихоокеанский регион. О произошедших изменениях и полученных результатах, о том, почему регион пока не смог радикально преобразиться и чего не хватает для коренного перелома, корреспондент «В» побеседовал с президентом бизнес-клуба «Авангард», членом совета Приморского регионального отделения «Деловой России» Валерием Калюжным.
Дальнему Востоку дали удочку вместо рыбы
– Валерий Владимирович, пять лет назад президент России Владимир Путин указал на восточное направление развития страны. А воз и ныне там. Значительная часть местного населения неудовлетворительно оценивает условия своей жизни. Те, у кого есть возможность поменять место жительства, продолжают уезжать в западные регионы или за границу. В чем причина?
– Ситуация не может измениться быстро. Озвученные пять лет назад проекты «Восточного вектора» рассчитаны на долгосрочную работу. Как минимум в социальном плане ситуация быстро и радикально не изменится. Это объективная данность.
Основа решения социальных проблем – это создание в регионе конкурентоспособной экономики, формирование условий, при которых будут развиваться производство, сельское хозяйство, сфера услуг и возникнут условия для того, чтобы люди отсюда не уезжали, а приезжали.
В целом политика правильная – давайте вспомним, что до конца нулевых превалировал подход оказания Дальнему Востоку бюджетной помощи в виде субсидий, и только в нынешнем десятилетии концепция поменялась в сторону развития экономики федерального округа. Отток населения из края, кстати, замедлился, хотя и сохраняется. Задачи остаются прежними: нужно развивать бизнес, открывать новые рабочие места и модернизировать социальную инфраструктуру – образование, медицину и так далее...
– Однако коренного перелома не видно. Это вина государства или чиновников? Может, по этой причине в последнее время на Дальнем Востоке поменяли министра и его заместителей, многих губернаторов?
– Мне сложно говорить за главу государства, и я рассуждаю в большей степени как сторонний наблюдатель. Мне кажется, что частая смена управленцев – это на самом деле отнюдь не панацея от слабой работы управленческого аппарата в целом. Многие еще помнят, как в 90-е годы президент нашей страны Борис Ельцин отправлял в отставку правительство чуть ли не ежемесячно. Разве от этого тогда страна стала жить лучше?
Мне кажется, что задачей является создание стабильно работающей системы, в рамках которой идет развитие, пусть и медленное, но развитие. При этом правила игры остаются неизменными в течение долгого времени, а если меняются, то предсказуемо.
Приведу простой пример. Изучение развития предпринимательства на территории Приморского края показывает, что главный негативный фактор, который сдерживает развитие деловой сферы региона, – это высокая степень административной нагрузки на бизнес. К ней относятся не только проверки, но и регулятивная среда. И вот в ее рамках отсутствует стабильность и постоянно меняются условия. Очень часто такие проблемы происходят по схеме: предприниматель планирует свой проект, собирает деньги, нередко кредитные или заемные, начинает дело, и вот тут выясняется, что кто-то во власти уже изменил правила. Представьте себе, что вы, например, решили открыть фирму такси, собрали деньги и купили десяток-другой подержанных иномарок в хорошем техническом состоянии, и вот тут вышло решение о том, что таксомоторная компания может функционировать только на новых автомобилях. Или как бывает во Владивостоке: то разрешают уличную торговлю, то начинают запрещать и убирать павильоны. Естественно, при таком подходе инвестиционная привлекательность территории расти не будет.
Поэтому дело не только и не столько в том, кого поменять, сколько в том, чтобы органы власти работали в рамках долговременной стратегии, стремились постоянно улучшать качество своей работы, чтобы была преемственность решений. В качестве условного примера для подражания могу привести Кубу. Там сегодня реализуется стратегия эволюционных преобразований в экономике и социальной сфере на основе либерализации экономики и содействия развитию частного бизнеса. Кстати, один из девизов Рауля Кастро: «Пусть медленные, но постоянные изменения».
Вот из этого и надо исходить на Дальнем Востоке, создавая стабильные условия для развития экономики. Тогда и качество жизни начнет расти, пусть не сразу, но постепенно и устойчиво.
– Как вы думаете, Владимир Путин на ВЭФ-2019 предложит что-нибудь новое? И в каком направлении дальше будет двигаться регион?
– В рамках ВЭФ этого года планируется презентовать новую национальную стратегию развития Дальнего Востока России. Ранее глава государства дал поручение разработать национальную программу по развитию Дальнего Востока до 2025 года. Она должна объединить мероприятия уже принятых нацпроектов и госпрограмм, долгосрочные отраслевые планы ведомств и инфраструктурных компаний, стратегии развития всех дальневосточных регионов с учетом возрастающей роли Дальневосточного федерального округа в экономике России.
Насчет дальнейшего движения: по-видимому, будет продолжено движение в сторону развития Дальнего Востока и его интеграции в АТР, и это правильно.
Дальнему Востоку дали удочку вместо рыбы
– Валерий Владимирович, пять лет назад президент России Владимир Путин указал на восточное направление развития страны. А воз и ныне там. Значительная часть местного населения неудовлетворительно оценивает условия своей жизни. Те, у кого есть возможность поменять место жительства, продолжают уезжать в западные регионы или за границу. В чем причина?
– Ситуация не может измениться быстро. Озвученные пять лет назад проекты «Восточного вектора» рассчитаны на долгосрочную работу. Как минимум в социальном плане ситуация быстро и радикально не изменится. Это объективная данность.
Основа решения социальных проблем – это создание в регионе конкурентоспособной экономики, формирование условий, при которых будут развиваться производство, сельское хозяйство, сфера услуг и возникнут условия для того, чтобы люди отсюда не уезжали, а приезжали.
В целом политика правильная – давайте вспомним, что до конца нулевых превалировал подход оказания Дальнему Востоку бюджетной помощи в виде субсидий, и только в нынешнем десятилетии концепция поменялась в сторону развития экономики федерального округа. Отток населения из края, кстати, замедлился, хотя и сохраняется. Задачи остаются прежними: нужно развивать бизнес, открывать новые рабочие места и модернизировать социальную инфраструктуру – образование, медицину и так далее...
– Однако коренного перелома не видно. Это вина государства или чиновников? Может, по этой причине в последнее время на Дальнем Востоке поменяли министра и его заместителей, многих губернаторов?
– Мне сложно говорить за главу государства, и я рассуждаю в большей степени как сторонний наблюдатель. Мне кажется, что частая смена управленцев – это на самом деле отнюдь не панацея от слабой работы управленческого аппарата в целом. Многие еще помнят, как в 90-е годы президент нашей страны Борис Ельцин отправлял в отставку правительство чуть ли не ежемесячно. Разве от этого тогда страна стала жить лучше?
Мне кажется, что задачей является создание стабильно работающей системы, в рамках которой идет развитие, пусть и медленное, но развитие. При этом правила игры остаются неизменными в течение долгого времени, а если меняются, то предсказуемо.
Приведу простой пример. Изучение развития предпринимательства на территории Приморского края показывает, что главный негативный фактор, который сдерживает развитие деловой сферы региона, – это высокая степень административной нагрузки на бизнес. К ней относятся не только проверки, но и регулятивная среда. И вот в ее рамках отсутствует стабильность и постоянно меняются условия. Очень часто такие проблемы происходят по схеме: предприниматель планирует свой проект, собирает деньги, нередко кредитные или заемные, начинает дело, и вот тут выясняется, что кто-то во власти уже изменил правила. Представьте себе, что вы, например, решили открыть фирму такси, собрали деньги и купили десяток-другой подержанных иномарок в хорошем техническом состоянии, и вот тут вышло решение о том, что таксомоторная компания может функционировать только на новых автомобилях. Или как бывает во Владивостоке: то разрешают уличную торговлю, то начинают запрещать и убирать павильоны. Естественно, при таком подходе инвестиционная привлекательность территории расти не будет.
Поэтому дело не только и не столько в том, кого поменять, сколько в том, чтобы органы власти работали в рамках долговременной стратегии, стремились постоянно улучшать качество своей работы, чтобы была преемственность решений. В качестве условного примера для подражания могу привести Кубу. Там сегодня реализуется стратегия эволюционных преобразований в экономике и социальной сфере на основе либерализации экономики и содействия развитию частного бизнеса. Кстати, один из девизов Рауля Кастро: «Пусть медленные, но постоянные изменения».
Вот из этого и надо исходить на Дальнем Востоке, создавая стабильные условия для развития экономики. Тогда и качество жизни начнет расти, пусть не сразу, но постепенно и устойчиво.
– Как вы думаете, Владимир Путин на ВЭФ-2019 предложит что-нибудь новое? И в каком направлении дальше будет двигаться регион?
– В рамках ВЭФ этого года планируется презентовать новую национальную стратегию развития Дальнего Востока России. Ранее глава государства дал поручение разработать национальную программу по развитию Дальнего Востока до 2025 года. Она должна объединить мероприятия уже принятых нацпроектов и госпрограмм, долгосрочные отраслевые планы ведомств и инфраструктурных компаний, стратегии развития всех дальневосточных регионов с учетом возрастающей роли Дальневосточного федерального округа в экономике России.
Насчет дальнейшего движения: по-видимому, будет продолжено движение в сторону развития Дальнего Востока и его интеграции в АТР, и это правильно.