Закону о ГЧП нужно время, чтобы стать востребованным и актуальным - Валерий Калюжный

 вапнрго

Госдума рассмотрит вопрос стимулирования развития регионов с помощью государственно-частного партнерства (ГЧП). Об этом заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин в ходе первого пленарного заседания осенней сессии Госдумы. Создать условия для того, чтобы государственная инициатива стала рабочей моделью для взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса, и частный капитал работал на реализацию национальных проектов – общая задача руководства регионов и предпринимательских объединений. О том, как она реализуется в Приморье, рассказали в Приморском региональном отделении Общероссийской Общественной организации "Деловая Россия", сообщает ИА PrimaMedia.

Приморский край поднялся на пять позиций вверх в российском рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства на начало 2019 года. Список опубликовал национальный центр ГЧП. Считается, что положительная динамика вызвана совершенствованием краевого законодательства. В регионе был создан понятный и несложный для инвесторов механизм реализации проектов в сфере ГЧП и концессии в рамках реализации краевой госпрограммы "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края". Но предстоит еще большая работа, чтобы он работал на системной основе – уверены эксперты.

"Закон о государственно-частном партнерстве не так давно был принят государственной Думой и до сих пор не получил широкого применения ввиду того, что прошло мало времени, а любой новой законотворческой инициативе, тем более такой объемной и сложной, нужно время, чтобы стать востребованной и актуальной. Однако, процесс сдвинулся с мертвой точки. Есть проекты, которые уже зашли под этот формат", — рассказал член Совета ПРО ООО Деловая Россия, член Общественного совета при Думе города Владивостока Валерий Калюжный.

По словам собеседника агентства, механизм ГЧП, который можно коротко охарактеризовать, как взаимодействие бизнеса и государства на коммерческой основе, направлен в первую очередь на реализацию инфраструктурных проектов – в области энерго— и теплоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами. Для бизнеса эти процессы зачастую неокупаемы и убыточны. Формат ГЧП подразумевает, что коммерческая структура выполняет социальный заказ, а упущенную прибыль покрывает государство. Партнеры объединяют ресурсы и разделяют риски.

"Допустим, есть котельная, которая снабжает поселок теплом. Ее нужно модернизировать, заменить устаревшие конструкции и оборудование. Бизнес делает это за свой счет. Упущенная прибыль может компенсироваться в ходе дальнейшей эксплуатации за счет платежей ЖКХ", — приводит пример Калюжный.
Такая схема взаимодействия, поясняет собеседник редакции, выгодна обеим сторонам. Применять ее можно в разных областях – от теплоэнергетики до медицины и здравоохранения. Соответственно, открываются новые возможности реализации социальных проектов. Происходит снижение нагрузки на государственный бюджет и перераспределение бюджетных средств. Госорганы снимают с себя значительную часть организационной нагрузки, перекладывая ее на профессионалов узкого профиля. Частный капитал с его профессиональными компетенциями работает на реализацию социальных программ и важных инвестиционных проектов. А кроме того, государство и бизнес выступают равными партнерами – хозяйствующими субъектами, которые вместе решают общую задачу. Таким образом укрепляется доверие частного сектора к власти.

"Речь идет именно о социальном партнерстве во взаимоотношениях власти и бизнеса. Сегодня в деловой среде государство – это прежде всего фискальный, надзирающий орган. Новый формат ГЧП переводит его в статус такого же хозяйствующего субъекта. И, что важно, при такой схеме деньги не просто осваиваются. Они зарабатываются. Это две принципиальные разницы. То есть госорганы должны проявить себя в эффективном менеджменте", — подчеркивает Калюжный.
Соответственно, чтобы закон развивался, нужно сделать формат ГЧП безопасным и прибыльным для бизнеса. Соглашения ГЧП, которые заключаются в упрощенном порядке, требуют точного экономического расчета и твердых гарантий. В этом направлении и работает "Деловая Россия" совместно с профильными органами власти региона.

На сегодняшний день ГЧП – "тема неисследованная" как для государства, так и для бизнеса. Субъекты внедряют ее практически синхронно, и пока нет положительных примеров такого взаимодействия за пределами центральной России. Однако на региональном уровне набирает популярность реализация в формате ГЧП проектов по строительству мостов и платных переездов, проекты весогабаритного контроля и фото-видеофиксации.

Во Владивостоке предлагается реализация в рамках ГЧП таких проектов, как строительство рыбного рынка, автопарковок в центре города, ремонт канализационных сетей, реорганизация дорожного движения, создание парков, модернизация краевых объектов теплоснабжения и водоотведения. Планируется задействовать механизм ГЧП и для таких видов бизнеса, как частные детские сады и школы, развивающие и спортивные центры, компании, которые работают в сфере частной медицины, оказывают услуги помощи инвалидам и пожилым людям, занимаются просветительской деятельностью и многие другие. В настоящий момент в Приморье реализуется пул таких проектов.

"Деловая Россия участвует в работе над системой ГЧП совместно с профильными департаментами администрации региона – это касается как совершенствования нормативно-правовой базы, так и разъяснительной работы среди бизнес-сообщества, ведь не секрет, что на такого рода партнерство предприниматели часто идут с опаской", — говорит Калюжный.

Собеседник редакции подчеркивает, что новый формат взаимодействия может представлять выгоду для бизнеса. Это доступ к сферам национальной экономики, расширение возможности получения заемных средств под государственные гарантии, снижение административных барьеров при реализации проекта (содействие в получении лицензий, разрешительной документации и т.п.), сокращение временных затрат на структурирование сделки по проекту, повышение статуса проекта, создание положительного имиджа бизнес-структур, участвующих в социально значимых проектах. Нормативно-правовая база содержит все условия для того чтобы закон реально работал. Теперь дело – за кадрами на местах.

 

Подробнее: https://primamedia.ru/news/854990/?from=84