"Региональная практика научно промышленной кооперации"

Региональная практика научно промышленной кооперации.

Производственная кооперация – это длительные связи между хозяйствующими субъектами при производстве массовой или серийной продукции. Научно-производственная кооперация – это устойчивое сотрудничество по всему циклу "наука - техника - производство".

Российская экономика в последние десятилетия перешла на путь коренных экономических и институциональных преобразований, сопряженных с инновационной трансформацией всех сфер жизни общества. Инновационная экономика является ключевым источником экономического роста, представляет собой единственный вид экономической деятельности, объединяющий образование, науку, высокие технологии, крупный бизнес, среднее и малое предпринимательство.

Актуальность и государственная стратегия в этом вопросе выразилась в Нац. проектах, в частности в нац проекте «Наука»

Нацпроект "Наука" включает в себя три федеральных проекта (ФП).
СОЧИ, 29 сентября, 2018 г. /ТАСС/. Развитие всех форм научно-производственной кооперации, в результате которой научные исследования должны находить практическое применение, станет главной задачей национального проекта "Наука". Об этом замминистра науки и высшего образования РФ Марина Боровская сообщила на "Глобальном форуме конвергентных и природоподобных технологий"
По ее словам, главная цель такой кооперации - обеспечить трансфер технологий, чтобы прикладные научные исследования могли применяться на практике, находить индустриальных партнеров.

Фед. проекты:
1 Развитие научной и научно-производственной кооперации


Цель
Создание в Российской Федерации единой сети, включающей в себя не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня, 16 научных центров мирового уровня, не менее 14 центров компетенций НТИ и обеспечивающей решение задач стратегий научно-технологического развития, пространственного развития Российской Федерации и (достижение. – Прим. ТАСС) целей национального проекта
В рамках ФП "Развитие научной и научно-производственной кооперации" должны создаваться ежегодно по пять научно-образовательных центров (НОЦ). Помимо НОЦ, необходимо сформировать 14 центров компетенций Национальной технологической инициативы, обеспечивающих формирование инновационных решений в области "сквозных технологий".


2 Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ


Цель
Развитие передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных установок класса мегасайенс, для обеспечения присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития
к 2024 году должно быть обновлено 50% приборной базы ведущих научных организаций, должна вырасти доля внешних заказов и работ центров коллективного пользования до не менее 70% и оказана поддержка не менее 500 российским журналам для их включения и продвижения в международные базы данных. В 2019 году должно быть обновлено 5% приборной базы, в 2020 году - 10%, в 2021 году - 20%, в 2022 году - 30%, в 2023 году - 40%, в 2024 году - 50%.

3 Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок


Цель
Обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей
По проекту "Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок", тысячи ученых должны получить грантовую поддержку.
На мой взгляд с нац. проектом «Наука», в контексте обсуждаемой темы, увязаны такие нац. проекты как: международная кооперация и экспорт, производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (национальный исследовательский университет «Высшей школы экономики») проанализировал динамику и интенсивность научной кооперации организаций промышленности и выяснил, что 2017 г. реализацию совместных проектов в сфере исследований и разработок (ИР) проводили 790 организаций промышленного производства (3,3% их общего числа). Научно-производственную кооперацию преимущественно осуществляли инновационно активные организации, нацеленные на производство конкурентоспособной продукции. Среди организаций, осуществлявших разработку и внедрение технологических инноваций, в сетевой кооперации приняли участие 27,4% компаний. Предприятия, не осуществляющие инновационную деятельность, практически не участвуют в такого рода взаимодействиях: соответствующая доля организаций среди них всего 0,7%.
В течение двух последних десятилетий интенсивность кооперационных связей в целом имеет тенденцию к сокращению: доля инновационных организаций, имевших совместные проекты, за период 2000–2003 гг. снизилась с 37 до 28,4% и в 2005 г. — до 27,8%; рост показателя возобновился в период 2006–2010 гг., достигнув 36%; в последние годы его значения плавно снижаются.
В рейтинге среди европейских стран по данному индикатору Россия занимает средние позиции, опережая при этом ряд государств с более высоким уровнем инновационного развития (Германия, Португалия, Италия и др.). Лидерами в этом направлении являются Бельгия (61,2% организаций), Великобритания (58,2%), Эстония (56,1%).
При реализации технологических инноваций в 2017 г. в кооперации с другими организациями выполнено 6,9 тыс. научно-исследовательских и инновационных проектов, в том числе по государственным научно-техническим, федеральным целевым и международным программам (в 2016 г. — 6,3 тыс.). Абсолютное большинство совместных проектов реализованы на внутреннем рынке (свыше 90%). В международной кооперации с партнерами из стран ЕС осуществлены 3,5% проектов, СНГ — 1,6%, США и Канады — 0,9%, Индии и Китая — 0,8%.

Технологическое сотрудничество в организациях различной отраслевой специализации осуществляется с разной степенью интенсивности. Наиболее открыты внешним связям организации высокотехнологичных секторов экономики, активно ведущие инновационную деятельность: в 2017 г. совместные проекты при разработке инноваций здесь имели 40,8% организаций, в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий — 44,3% (рис. 2). В среднетехнологичных отраслях в сетевой кооперации участвовали соответственно 35 и 36,3% организаций; в 1,5–2 раза выше средней по промышленности индикаторы в металлургии (59,8%), производстве транспортных средств и оборудования (53,1%), кокса и нефтепродуктов (45,9%). В низкотехнологичных секторах значение аналогичного показателя не превышает 9,3%. В добывающих производствах в процесс кооперации вовлечена треть инновационных организаций (33%), в добыче угля — 75% предприятий.
В качестве важных стратегических партнеров по разработке инноваций в промышленном производстве выступают научные организации: в 2017 г. сотрудничество с ними осуществляли 45,4% организаций, в высокотехнологичных секторах — 49,6%, среднетехнологичных — соответственно 41 и 51,4%, низкотехнологичных — 24,4%. В добыче полезных ископаемых контакты с НИИ имели 63,6% предприятий. Высокая степень кооперации отмечается с поставщиками оборудования, сырья и материалов, комплектующих, программных средств (40%), особое предпочтение им отдавали в низкотехнологичных отраслях (62,2% инновационных организаций). Кроме того, наблюдается активное взаимодействие с организациями, входящими в те же корпоративные объединения, что и сами разработчики инноваций (34,3%), в высокотехнологичных секторах — 40,3%. Треть организаций (31,5%) привлекали к созданию инноваций вузы, еще четверть сотрудничали с потребителями (26.9%). Эпизодические контакты чаще всего возникали с консалтинговыми компаниями (11,3%) и конкурентами (7,4%).
Вывод: Кооперационные связи носят непостоянный характер: технологическое сотрудничество преимущественно осуществляется целенаправленно в рамках конкретных научно-исследовательских и инновационных проектов (в 2017 г. — 78% организаций). Долгосрочные взаимоотношения в сфере ИР имеют менее половины организаций (41,9%). Еще 10% компаний практикуют разовую (неформальную) кооперацию, не связанную с конкретными проектами.

Если переходить к региональной практики НПК, то хочется отметить определённую специфику и провести сравнительный анализ.
Для большего контраста можно рассмотреть ДФО и ЦФО России.
Очевидно, что практика НПК в указанных регионах отличается ввиду географического, природно-экономического, ресурсного, интеллектуального, административного и др. особенностей и это откладывает отпечаток на процессе так называемого транфера технологий.
Административные районы краев (областей), республик имеют существенные различия по наличию предприятий и организаций перерабатывающей промышленности, видам, объемам производства и переработки сельскохозяйственного сырья, каналам реализации, рыночной инфраструктуры, расположению относительно рынков сбыта, железных дорог и других транспортных связей, сложившимся взаимоотношениям сельскохозяйственных товаропроизводителей с переработчиками.
ЦФО: Регионы Центрального федерального округа, образующие 2 экономических района (Центральный и Центрально-Чернозёмный) — историческое ядро России. Этому макрорегиону принадлежит первенство в стране по численности населения и основным фондам экономики (1/4), промышленному (свыше 1/5) и сельскохозяйственному (1/4) производству, научно-техническому потенциалу (1/2) работников науки). На долю ЦФО приходится почти третья часть в России продукции машиностроения и лёгкой промышленности, четвёртая часть — химической, пятая часть — чёрной металлургии, основных отраслей его индустриальной специализации. Он лидирует также по развитию производственной и рыночной инфраструктуры.
Общая доля промышленности в ЦФО — 20 % страны. Доля налогов и сборов ЦФО в федеральный бюджет составляет 45 %. Центральный федеральный округ лидирует среди федеральных округов по основным показателям социально-экономического развития.
Характер современной специализации округа в значительной мере обусловлен мощным производственно-техническим потенциалом и наличием большого числа квалифицированных кадров. На территории ЦФО находится крупнейший экономический, политический, научный и культурный центр России — её столица, город Москва с населением свыше 8,6 млн человек. Это крупнейший финансовый центр России, важнейший транспортный узел, обеспечивающий широкий комплекс транспортных услуг. Здесь достигнут наиболее высокий в стране уровень развития сферы услуг, оптовой и розничной торговли, ориентированных на ареал концентрации потребительского спроса. В городе быстро развивается сектор информационных и коммуникационных услуг.
Важнейшими предпосылками развития хозяйства ЦФО являются выгодное экономико-географическое положение, созданный производственный и научно-технический потенциал и развитая инфраструктура.
В структуре промышленного производства ведущую роль играют отрасли с высокой долей добавленной стоимости, а также определяющие научно-технический прогресс. Это различные отрасли машиностроения и металлообработки (более 22 % промышленной продукции), пищевая промышленность (более 22 %), электроэнергетика (около 20 %). Заметное место в экономике округа занимают также черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность строительных материалов.
В этом отношении Центральный федеральный округ (далее – ЦФО) является отличительным примером, характеризующимся наличием неравенства регионального развития по базовым условиям развития инноваций социально-экономического характера.
Так, в течение рассматриваемого периода (2010–2017 гг.) удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, по данным Росстата возрос с 4,3 % до 11,6 %.
Так, в течение рассматриваемого периода (2010–2017 гг.) удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, по данным Росстата возрос с 4,3 % до 11,6 %. В целях обеспечения конкурентоспособности и роста инновационности экономики России, удельный вес инновационной продукции в суммарном объеме продукции, по мнению экспертов, должен составлять не менее 15 %, однако данный показатель по субъектам ЦФО значительно ниже, что является недостаточным для обеспечения конкурентоспособности и роста регионального сегмента национальной инновационной экономики.

ДФО

Социально-экономические проблемы Дальнего Востока России во многом обусловлены его технологическим отставанием, низким уровнем инновационного развития. Определяющая роль в формировании инновационной экономики принадлежит институтам инновационной инфраструктуры, являющимся основным элементом региональных инновационных систем. Среди них наиболее важное значение имеют технологическая и финансовая инфраструктура. Анализ динамики развития этих институтов в Дальневосточном макрорегионе показывает, что их формирование происходит с большим запозданием, а переход к инновационному типу воспроизводства не является приоритетом проводимой государственной региональной политики.


Тезис:
«В Приморье структура поддержки инноваций сосредоточена на базе Дальневосточного федерального университета. В вузе открыт центр инновационных достижений, где размещены лучшие образцы взаимодействия федерального университета с промышленными предприятиями-партнерами, в интересах которых научные коллективы вуза создают опытные и функциональные разработки. Это новые транспортные роботизированные технологии, образцы гражданского скоростного судостроения, беспилотные комплексы на самолетной и вертолетной базе, а также новейшие гидроакустические системы»